Ещё в советское время кто-то из юмористов подметил, что в политике, медицине и спорте экспертами себя считают все. Тем не менее, если спортом мы можем заниматься или не заниматься по собственному выбору, то от политики и медицины мы зависимы в любом случае. Наверное, по этой причине, я, не будучи медиком, позволю себе высказать свои соображения о некоторых анонсированных новациях в области реформ системы здравоохранения, основываясь на базовых стандартах здравого смысла.
Ограничимся лишь новостями прошедшей недели. Как сообщает сайт главы государства, 7 февраля в присутствии Президента Петра Порошенко состоялась церемония подписания Меморандума о сотрудничестве между Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством здравоохранения, Всемирным банком и Министерством иностранных дел Канады о повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности Украины и субвенции из государственного бюджета на осуществление таких мероприятий. Президент поблагодарил правительство Канады, лично Премьер-министра Джастина Трюдо, который «с большим энтузиазмом вместе со всем канадским правительством воспринял предложение о совместной работе по внедрению системы телемедецины для жителей сельской местности в Украине». «На сегодняшний день каждый, кто находится в селе, вынужден ехать в районную больницу, поскольку лишен возможности получить квалифицированную медицинскую помощь и не имея даже надежды на это», – подчеркнул Глава государства. «Мечтаю, чтобы в ближайшее время, как можно скорее после имплементации целей, которые задекларированы в нашем Меморандуме, мы могли приехать в село, зайти в амбулаторию, выйти на связь с лучшими профессорами Украины и продемонстрировать эффективность функционирования системы телемедицины», – отметил Президент.
Сразу оговорюсь, что, скорее всего, после завершения формирования госпитальных округов жителю сельской местности для получения квалифицированной медицинской помощи профильного специалиста «районной» больницы вряд ли хватит – ведь далеко не факт, что центр госпитального округа всегда будет находиться в его родном районном центре.
А теперь перейдём к оценке реальности перспективы получения консультации лучших профессоров Украины из среднестатистической сельской амбулатории. Здесь количество (доступность) наверняка вступит в непримиримое противостояние с качеством (эффективностью). Представим, что случилось чудо, выделенные средства никто не разворовал, закупленное оборудование функционирует, персонал обучен, мотивирован, трезв и присутствует на рабочем месте, больные вовремя доставлены к видеокамерам и микрофонам – уже смешно, правда? Сколько появляется потенциальных пациентов у «лучших профессоров» (а мы понимаем, что к интернам никто обращаться не поспешит) напрямую, минуя семейного врача (горожане, знающие этот ритуал, поймут меня с полуслова), через тысячи точек доступа? Как их регистрировать и сортировать? Сколько времени сможет уделить специалист одному пациенту? Не приведёт ли это к хаосу? Насколько точным может быть диагноз лучшего врача по видеожалобе больного в классическом стиле «Ой, в мене у спині щось болить!» (о стоматологии и т.д. я просто умолчу), поданной при помощи фельдшера? Кто будет нести ответственность в случае неизбежных при таком раскладе врачебных ошибках? Не разбегутся ли оставшиеся врачи от лавины не приносящих дохода «телепациентов» из государственных и коммунальных лечебных учреждений в частные, где этой обязаловки не будет?
Все эти вопросы, как мне кажется, нашими реформаторами от медицины не то чтобы не обеспечены ответами, но даже и не ставились – хотя бы перед собой. Очевидно, что «телемедицина» (пусть даже и доведённая до каждого сельского ФАПа) панацеей для сельской местности не станет – вместо очередей по записи на off-line приём к специалистам, несущим хотя бы какую-то ответственность за точность диагнозов, соблюдение протоколов лечения и т.д., мы получим on-line хаос с применением самых современных технологий коммуникации. То, что телемедицина хорошо зарекомендовала себя в Канаде – далеко не аргумент в пользу её механической экстраполяции в наши суровые реалии.
Нет, я вовсе не против применения средств телекоммуникации в медицине – пускай её и дальше развивают профильные учреждения типа созданного ещё в 2007 г. Государственного клинического научно-практического центра телемедицины Минздрава Украины (желающие могут найти предусмотренную приказом о его создании структуру – 4 кабинета плюс серверная комната – и самостоятельно оценить потенциальные возможности). Я не против популярных лекций доктора Комаровского – тем паче, что для государственного бюджета они угрозы не несут. Я просто против того, чтобы обещать простым людям нереальное – ведь это означает отнимать у них надежду. Понятно, что глава государства не всегда может подозревать обо всех «подводных камнях» новаций, предлагаемых шустрой командой минздравовских реформаторов. Но, в конечном итоге, это несёт в себе потенциальную угрозу его имиджу в глазах потенциальных избирателей.
Тремя днями позднее, 10 февраля, исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун сообщила, что израильская волонтёрская организация United Hatzalah («Объединённое спасение»), специализирующаяся на оказании экстренной доврачебной помощи, готова взять под опеку одну из областей Украины и создать аналогичную волонтёрскую структуру из местных жителей. Спору нет – в Израиле структура весьма эффективна (срок реагирования на вызов в городской черте – 90 секунд, в масштабах страны – 3 минуты). Но давайте сравним масштабы: площадь Израиля – 22 тыс. км2 (одна Винницкая область побольше будет), доля городского населения – около 90% (в Украине около 1/3 проживает в сельской местности), развитость транспортной инфраструктуры, как вы понимаете – несравнима. Годовой бюджет «Объединённого спасения» – $12 млн (формируется за счёт благотворительных пожертвований), а на оснащении 3.500 волонтёров находится 440 «амбуциклов» – мотоциклов (скутеров) с набором медикаментов.
В масштабах отдельно взятого города, вполне возможно, у нас удастся продемонстрировать красивый пилотный проект – подарят десяток «амбуциклов», обучат с полсотни волонтёров, покажут по телевидению эффектное реалити-шоу. Однако, очевидно, что при отдалении от любого областного центра в масштабе «3 километра и далее», при расширении кадрового базиса и отсутствии адекватного финансирования, любой мастер-класс от израильских медиков-волонтёров обречён. У нас, извините, квалифицированные врачи из государственных клиник разбегаются по Европам в поисках адекватных зарплат, а массово привлекать на общественных началах добровольцев для замены «неотложки» – это пахнет откровенной маниловщиной. В худшем случае, в «волонтёры» будут назначать проштрафившихся студентов-медиков, а дождавшимся их пациентам можно будет лишь посочувствовать. В конце концов, добровольные парамедики тоже могут ошибаться, но из чьего кармана это будет оплачиваться?
Нечто схожее года полтора чуть не приключилось с пожарной охраной – была пафосно анонсирована её «волонтёризация» по европейским стандартам. Тем не менее, здравый смысл победил: пар ушёл в свисток, а вновь создаваемые «добровольные» пожарные подразделения по факту получали финансирование (в т.ч. и на оплату труда пожарных) из муниципальных бюджетов.
Проекты с волонтёрской подоплёкой могут быть успешными при условии постоянной финансовой подпитки (ну не станут же тысячи волонтёров-парамедиков заливать свой бензин в закупаемые ими же мотоциклы – их просто дома родные не поймут!). А в наших условиях основные полномочия (и ответственность!) в области реформирования здравоохранения – за государством. И чем пафоснее будут анонсы в области доступности и эффективности реформированной медицины, тем большим будет разочарование как медиков, так и пациентов, которые могут высказать свое недоверие – причём в грубой электоральной форме.
Максим Царенко