В последних несколько месяцев четко просматривалось, как некие местные силы стараются планомерно «расшатывать» областную вертикаль власти. Хотя на местном уровне страсти из «большой политики» не уместны, представители некоторых партий слишком явно стараются вести кампанию по дестабилизации региона. Глава Винницкой ОГА Валерий Коровий обычно старается оставаться «переговорщиком», который находит компромиссы за закрытыми дверями. Видимо, вскоре он может изменить своей прежней тактике.
Валерий Викторович, на совещании 27 февраля Вы вспомнили события прошлой сессии облсовета в части игнорирования рядом депутатов голосования за изменения в бюджете-2017, а также сказали о необходимости «переформатирования» управления. Имели в виду конкретные кадровые решения?
Голосование за областной бюджет показало необходимость именно переформатирования облсовета. Мы видим, что часть депутатского корпуса делает все, чтобы заблокировать бюджетный процесс. Хочу только напомнить некоторые детали. В конце прошлого года мы принимали областной бюджет раньше, нежели в Верховной Раде голосовался общегосударственный. Когда парламентарии приняли госбюджет, то оказалось, что областной нужно серьезно корректировать, чтобы, как минимум, 30 миллионов направить на зарплаты в систему профтехобразования, чтобы выделить 10 млн. грн. на химиотерапию маленьким пациентам, чтобы запустить программу патриотического воспитания. Кроме того, изменениями в бюджет мы финансируем проекты по больницам и программы, связанные с обеспечением безопасности. На сессии мы увидели четкую попытку отдельных сил заморозить эти процессы. Формирование дополнений в бюджет делается на основании запросов и экспертных выводов. Только затем формируется решение, которое выносится в сессионный зал. Если у депутата или группы депутатов есть замечания по поводу решения, принятого за основу, вносится поправка. Она или принимается, или отклоняется. Именно так происходит процесс принятия бюджета. Что же произошло? Была попытка «вырвать из контекста» регламента вопрос о выделении из бюджета дополнительных 8,2 миллиона гривен. Без какого-либо экономического обоснования и проектно-сметной документации, а также проведения ее экспертизы, эти деньги хотели передать КП «Винницаоблтеплокоммунэнерго». Откровенно скажу, это похоже на авантюру. И из-за этой авантюры значительная часть депутатов отказалась голосовать за бюджет. Если бы эту авантюру включили в бюджет, то поставили под вопрос финансирование из областного бюджета многих программ. С таким подходом я не могу мириться. Более того, ситуация показала, что в облсовете нет стойкого большинства. Депутаты не голосуют консолидировано по важным вопросам. Больше того, в течение определенного периода мы наблюдаем попытку групп депутатов через механизм блокирования решений делать все возможное для ухудшения положения в области. Как глава облгосадминистрации я буду проводить консультации со всеми представителями депутатских групп. Не исключаю, что нам доведется искать новую формулу эффективной работы облсовета.
Мои коллеги даже отмечали, что в оппозиционном лагере сформировалась некая «ширка» из идеологически антагонистических партий…
Общаясь со всеми, я не могу говорить о сформированной «ширке». Голосование за бюджет показало то, что формируются временные «союзы», которые направлены на блокирование конкретных решений для ухудшения социально-экономической ситуации. Депутаты от «Свободы» не голосуют за большинство решений, поскольку такова позиция центрального аппарата партии. «Оппозиционный блок» поступает аналогичным образом, мотивируя это тем, что они не участвовали в формировании руководства облсовета. Иное дело – «Батькивщина». Ее депутаты занимают ключевые посты в двух основных комиссиях – коммунального имущества и бюджетной. По сути, фракция с 17 людьми формирует распорядок дня каждой сессии. Думаю, что ситуацию следует обсудить с главой фракции. Консультации будут касаться дальнейшей работы облсовета.
Я так понимаю, что диалог будет сводиться к тому, что если фракция саботирует решения, то уместно ли ее депутатам возглавлять комиссии?
Я говорю о консультациях. Не хочется опережать события и делать выводы…
Нардепы, избранные на мажоритарных округах, периодически отчитываются перед избирателями о привлеченных в округ бюджетных средствах. Ощущаете ли Вы, как глава ОГА, желание парламентариев принимать активное участие в управлении регионом, влиять на Ваши решения, решения глав райгосадминистраций и райсоветов?
Это рудименты командно-административной системы, которая досталось по наследству. Я еще могу понять мажоритарщиков. К ним, как избранникам, обращаются люди, и они обсуждают со мной ту или иную проблему округа. И в таких случаях облгосадминистрация активно сотрудничает с нардепами. Мы по-хорошему заинтересованы в лоббировании области в ВР. Когда распределяются субвенции на социально-экономическое развитие регионов, мы учитываем предложения парламентариев, формируем предложения для Минэкономразвития, уточняем наличие проектно-сметной документации и совместно решаем вопросы с финансированием. Легко ли это? Нет. Правильно ли? Нет. Но таковы реалии сегодняшнего дня. Поэтому необходимо искусство компромисса, которое позволит развивать отдельные территории. За 2 года, которые я занимаю этот пост, механизм коммуникаций отработан.
Что происходит в Службе автодорог в Винницкой области? Не совсем понятно, кто ее возглавляет?..
Понимаю сарказм. Учитывая особенности работы судебной системы, происходят действительно не совсем понятные вещи. Меня самого удивляет, с какой скоростью меняются решения… Сначала нам прислали ксерокопию документа о том, что на должность начальника возвращается И. Алексеев, как того требует решение суда. Потом 21 февраля мне направили новый приказ Укравтодора об отмене предыдущего решения. То есть, службу опять возглавляет Игорь Корольчук. Не хочу комментировать кадровые «перипетии». Для меня принципиально важно, чтобы они не навредили рабочему процессу, программе капитального ремонта и строительства дорог в регионе. Я исхожу из позиции того, что руководитель областного подразделения должен коммуницировать с центральным органом. Я буду поддерживать того руководителя, который может наладить диалог с Госагентством автодорог, поскольку от этого зависит реальная работа. Пока могу отметить, что Игорь Корольчук позитивно себя зарекомендовал в тяжелый период подготовки к сложным погодным условиям зимы и завершил ряд проектов, которые были на грани срыва лишь потому, что своевременно не были проведены тендеры на выполнение ремонта.
По подсчетам журналистов и экономистов, с 2014-го в Винницкой области из новых промышленных объектов сооружено два элеватора в Ждановке Хмельникского района и Гайсине, а также 10 солнечных электростанций. Земельные участки площадью 110 га в Чечельницком и Песчанском районах планируется передать инвесторам из Саудовской Аравии для строительства еще нескольких СЭС. Это направление является приоритетным?
На протяжении 2016 года мы выявили, что значительную часть земельных участков еще в 2013-м предыдущее руководство области раздало под реализацию проектов по солнечной энергетике. Аудит показал, что землю просто «застолбили». Ее никто эффективно не использовал. Прежние решения пришлось отменить. Чтобы стимулировать создание новых СЭС, мы провели конкурс инвестпроектов. Это дало положительный результат. В прошлом году были запущены две мощные электростанции в Чечельницком и Барском районах, а этом году реализован проект в Могилев-Подольском районе. На сегодняшний день Винницкая область генерирует 20% всей солнечной энергии, получаемой в Украине. А в целом 5% потребленной электроэнергии в регионе добывается из возобновляемых источников. Сейчас очень важно создавать инструменты по привлечению инвестиций. Будем откровенны, очереди инвесторов нет. Мы постоянно ведем переговоры, причем, конкурируем с другими регионами, чтобы «затянуть» компании в область. На сегодняшний день можно говорить о некоторых успешных результатах. Первый – в этом году будет проведена модернизация производства компании «Барлинек» с инвестицией в 300 млн. грн. и созданием 300 рабочих мест. Второй – ожидаем введения в эксплуатацию первой очереди машиностроительного производства по выпуску холодильного оборудования UBC Group. Недавно встречался с совладельцем «Мироновского хлебопродукта» Юрием Косюком. Он заверил в том, что будет начато строительство мощного биогазового комплекса из двух очередей по 10 МВт каждая. Стоимость первой очереди – 20 млн. евро. Это позволит кардинально снять все проблемные моменты с экологией в округе. Отходы производства будут утилизироваться. Кроме того, на производстве появится 1,5 тысячи новых рабочих мест. Это третий проект. Мы продолжаем вести переговоры с тремя компаниями – Fujikura, Yazaki и Delphi, которые используют низкоквалифицированную рабочую силу, но предлагают трудоустройство большому количеству людей. Так сложилось, что у нас произошел перекос. При высоком уровне безработицы крайне сложно найти квалифицированных сотрудников. Поэтому мы ориентируемся на привлечение в регион производств, где необходим поток.
На сегодняшний день существенных подвижек в переговорном процессе не произошло?
Диалог с Delphi я бы назвал пока наиболее эффективным. Компания заинтересована в том, чтобы разместить на давальческих условиях заказы у 45-го завода «Укроборонпрома». Хочу напомнить, что это предприятие присоединило мощности бывшего 732-го завода. Возможное соглашение будет означать, что все цеха и имеющаяся техника остается в госсобственности. Компания хочет поставить новейшее оборудование, что позволит расширить штат госпредприятия до 3000 сотрудников. Работники официально останутся трудоустроенными на 45 заводе, но он будет загружен дополнительными заказами. Переговоры находятся в завершающей фазе. Готовится подписание соглашения между «Укроборонпромом» и Delphi. Чем интересно привлечение этой компании? За 2-3 дня обучения работник получит необходимые навыки и сможет приступать к выполнению производственных задач. Администрация завода формирует трехсменный график работы и устанавливает высокий уровень зарплаты. Поверьте, люди станут получать больше среднего показателя по городу. Это станет отличной альтернативой «заробитчанству» и необходимости винничанам искать работу за рубежом, после чего распадаются семьи. Между прочим, в 1960-х годах индустриализация Винницы происходила аналогичным путем. Тогда строились мощные предприятия, где трудоустраивали излишнюю рабочую силу из сельской местности.
После серии протестов в области против реформы охраны здоровья, какова сегодня позиция МОЗ и профильного департамента? Можно ли уже говорить о том, что госпитальных округов будет не три, а больше?
Дискуссия вокруг этой темы искусственная. С одной стороны, Минздрав не позаботился об информированности населения, а с другой – разговоры велись при отсутствии какой-либо нормативной базы. Я могу сказать, что реформа движется. Но приоритеты находятся в несколько иной плоскости, нежели это стараются представить. Во-первых, на сегодняшний день мы работаем над тем, чтобы, максимально используя наши возможности, с 1 апреля ввести механизм реимбурсации, то есть, возмещения стоимости лекарств для больных гипертонией, сахарным диабетом 2-го типа и бронхиальной астмой. Эта программа ложится на плечи семейных врачей. Именно они должны выписывать рецепты и передавать реестры пациентов в аптечную сеть. Сейчас основные усилия мы сконцентрировали над отработкой алгоритма этих действий. Во-вторых, это формирование первичного звена, или института семейного врача. С 1 июля предусмотрено изменение механизма финансирования этого звена. Семейные врачи будут предоставлять услуги и получать средства на основании непосредственно соглашений с пациентами. Сам процесс подписания соглашений займет, как минимум, полгода. Главное преимущество в том, что человек не будет «приписан» к конкретному «округу» и доктору, а получит право самостоятельно выбрать того, кто будет его лечить. К примеру, житель Стрижавки сможет наблюдаться у семейного врача в Виннице. Это приведет к серьезному перераспределению средств. Центры первичной медико-санитарной помощи должны будут органами местного самоуправления переформатированы в коммунальные некоммерческие заведения, а деньги станут поступать через госфонд страховой медицины, который создадут в ближайшее время. Рассуждать о теме госпитальных округов, которую так активно освещали СМИ, пока рано. Больше того, в Минюсте зарегистрировано положение о госпитальных округах от 20 февраля. В соответствии с этим документом, округ не является ни отдельной организационно-правовой структурой, ни отдельным юрлицом, ни субъектом хозяйствования. Но при этом он создается по конкретным критериям районными советами и советами ОТГ. Причем, с 2018-го… По сути, госпитальный округ – это функциональное объединение медицинского сообщества. Это площадка, где представители лечебных заведений за круглым столом сами обсуждают программу долгосрочного развития отрасли. Между тем, когда мы собирались с медактивом некоторых районов, я слышал от чиновников отрасли здравоохранения удивительные фразы, типа «нам не нужно никакого округа». Я соглашался, не хотите – не создавайте… Никто не собирается административно «загонять» районы в конкретные округа. Повторюсь, замысел в том, чтобы главврачи и чиновники соседних районов собрались и обсудили, как им лучше поступить. Все же понимают, что перинатальный центр в каждом районе не нужен. И не сделают его. Поэтому они должны определиться, в каком райцентре правильней досматривать недоношенных деток, обеспечить там дорогостоящее оснащение и подготовить специалистов. Такого центра вполне достаточно одного на весь округ. Но это лучше, чем с малышом люди будут ехать в Винницу. Далее, родильные отделения. Не нужны они повсеместно. Допустим, медики решат, что достаточно двух или трех на 5-6 районов и сами распределят, где их лучше «оставить». Точно такой же подход и по другим направлениям. После этого распределения медицинское сообщество обратится в Минздрав за необходимым оборудованием для комплектации конкретных отделений, чтобы обеспечивать предоставление качественных услуг. Теперь самое интересное. Если не сформирован госпитальный округ, то не будет юридических оснований лечебным заведениям обращаться в МОЗ, а министерству помогать финансами. Таким образом, любой район может отказаться от госпитального округа, но не получит нового оборудования.
Кампания «против госпитальных округов» проходила под лозунгом «не дадим закрыть больницу», хотя сама реформа этого не предусматривает…
Больше того, полномочия закрывать больницу имеются только у райсовета. Ни один депутатский корпус такого решения не примет. И все это знали. Почему же тогда медики и депутаты так активно выступали «против закрытия»? Давайте будем реалистами. В каждом райцентре сформировался некий околобольничный бизнес – это и частные услуги, и аптеки, и поставки питания за бюджетные деньги. При малейшей попытке или разговорах о переменах представители этого бизнеса запускают дезинформацию, чтобы защититься от реформ и сохранить возможность зарабатывать по-прежнему. Поэтому если говорить об идейных вдохновителях митингов, то они не столько «боролись» за сохранение самой больницы или ее статуса, сколько своего бизнеса. И нужно открыто это признать…
Игорь ЗАИКОВАТЫЙ, РЕАЛ
Для реализации полноценного самоуправления территориями необходимо разработать систему выборов губернаторов, руководителей райдержадминистраций , ведь руководителей сельсоветов , меров мы избираем!!! Избранный руководитель всегда более ответственно относится к нуждам громад! Его программа должна быть направлена на их развитие и соответствовать дорожной карте развития страны на долгие годы !! Отчетность о выполнении программы – обязательна , также как и декларации о доходах всех кто участвует в процессе! А назначенцы- только для очередных выборов! Никакой ответственности , а в дальнейшем и наказания за деяния не несут! В такой системе двоевластия живем 25 лет ! Вдруг кому-то пришло в голову делить область на госпитальные округа не зная специфики местных громад ! Результат – выступления людей ! Направлять усилия необходимо на созидание , а не на раздоры ! Полностью изменять местные системы самоуправления!
Нічого на реалії він не знає або не хоче знати