О чем речь?
Имеется уважаемая организация с огромным авторитетом — Европейская Академия педиатрии, объединяющая более 80 тысяч детских врачей Европы.
Около года назад создана Украинская Академия педиатрии. Создана при активной поддержке и консультировании «основной» Академии и, что очень важно, на тех же принципах: доказательная медицина, учиться, учиться и учиться, и упаси боже продаться и начать за деньги говорить глупости и хвалить ненужные лекарства и методы обследования/лечения. Стать членом Академии может любой врач, готовый учиться и следовать цивилизованным методам лечения.
Эпизодически Академия педиатрии проводит конференции. Как это делается? Выбираются дата и город, приглашаются спикеры, формируется программа, на сайте Академии и на страницах ее членов в социальных сетях даются объявления. Люди приезжают со всей страны (дорогу и жилье оплачивают сами — и спикеры, и слушатели), приходят, вносят скромный аттестационный сбор за право слушать (около 3–4 евро). Эти деньги идут на оплату аренды зала и другие административные мелочи. Спикеры гонораров не получают — все на чистом энтузиазме.
Для сравнения: при проведении аналогичной конференции Европейской Академией аттестационный сбор составляет 500 евро. Желающих хватает!
Конкретно о последней нашей конференции: Винница, 4 ноября, место проведения — зал военного госпиталя.
Почему вокруг конференции в Виннице столько шума?
Создатели Украинской Академии педиатрии допустили страшную ошибку!!! Они назвали Академию — Академией! Не «союзом детских врачей», не «ассоциацией педиатров», не «лигой современных Айболитов», а Академией. Назвали так потому, что хотели подчеркнуть ее теснейшую связь с «материнской» академией — Европейской. И не учли, наивные люди, что в стране уже есть другие академии.
В других академиях переполошились, ибо, в силу своего специфического восприятия мира, решили, что вновь созданная организация протянет свои руки к сладким кускам научного пирога и начнет продавать должности и лицензии-категории, зарабатывать на защитах диссертаций, публикациях рекламных статей и т.д. и т.п.
По информации из множества источников, академический переполох вылился в два конкретных действия: во-первых, отдельные влиятельные граждане начали обзванивать руководство медицинских университетов и рекомендовать «повлиять» на сотрудников, которые в рабочее время собираются заниматься непонятно чем, и, во-вторых, «правильные» люди в самой Виннице надавили на руководство госпиталя, чтобы те срочно нашли причину, почему они не могут предоставить аудиторию для проведения конференции.
Результат: некоторые спикеры не приехали, остальным изрядно потрепали нервы. За сутки до события в аренде зала отказали.
На момент отказа уже было известно, что в конференции будет принимать участие и. о. министра здравоохранения. В общем, запахло большим скандалом, но до серьезной драки не дошло. В Виннице нашлись люди, имеющие доступ к телу аж самого премьер-министра, который, как известно, отсюда родом. Премьер за 10 минут все решил: зал вернули и пообещали достойно встретить министра здравоохранения.
Что в итоге?
Конференция прошла очень-очень круто!
Присутствие министра, приветственное письмо от премьера, местная пресса, фото- и видеосъемка, более 400 участников вместо ожидавшихся 200, прекрасные доклады — на актуальные для каждого педиатра темы, без воды, без теоретического умничанья, никакой заказухи, никакой рекламы лекарств, огромное количество вопросов, доброжелательная, заинтересованная атмосфера.
10 заметок на полях в качестве информации к размышлению
1. Саботаж
Конференция подтвердила, что главным тормозом реформ был, есть и будет саботаж со стороны тех, кто адаптирован к существующей системе и процветает внутри нее. Педиатрия — лишь частный случай. Школа, полиция, армия, суд, таможня — везде то же самое.
2. Прецедент
Очень показательны, я бы даже сказал уникальны, обстоятельства, связанные с посещением мероприятия министром здравоохранения. Задумайтесь!!! Планируется встреча врачей с участием министра, и, зная об этом, конференцию пытаются сорвать чиновники от медицины! Это свидетельствует об их уверенности в своих силах, поскольку большинство начальников на местах руководят фактически пожизненно — в отличие от министров, которые меняются чуть ли не ежегодно. Но такое демонстративное неуважение к министру — это прецедент!
3. Министр
Министр, который не заставит себя уважать и бояться, никаких шансов на успех не имеет. Успех — реальные дела, которые будут саботироваться. Что надо для того, чтобы если не помогали, так хотя бы не мешали? Как минимум — реальная, неоднократная и публичная поддержка министра здравоохранения президентом, премьером и обязательно (!!!) министром внутренних дел.
4. По-новому
Успех конференции, большое количество участников, активное обсуждение ее итогов в социальных сетях наглядно демонстрируют приближающийся конец терпения педиатров, их желание жить и лечить по-новому. При этом педиатрическое «по-новому» очень конкретное: научная, доказательная, свободная от продажности медицина, интересы ребенка важнее равнодушия государства, вороватости чиновников и ментальных особенностей широких родительских масс.
5. СМИ
В очередной раз отечественные СМИ продемонстрировали просто-таки кощунственное равнодушие к проблемам детей и к проблемам главных защитников детского здоровья. Ни одного центрального канала, глобальная тишина везде — как во время конференции, так и по ее завершении. Дети? Педиатры? Саботаж? Нет, не слышали…
Единственное серьезное видео:
530 просмотров за трое суток — это тоже диагноз.
6. Рада
Комитет по здравоохранению ВР, в свою очередь, мероприятие тоже проигнорировал: никто не участвовал и приветственных писем не посылал. Не до того.
7. Ученые
Глубоко убежден, что настало время широкой и открытой общественной дискуссии о месте и роли академической медицинских науки в современном обществе. Теоретически ученые медики — это носители самых современными знаний и стоят на страже общественного здоровья с позиции последних научных достижений. На практике же они решают свои внутренние проблемы и практически не интересуются наиболее актуальными, острейшими проблемами страны. Даже когда под угрозой национальная безопасность — им дела до этого нет. Уничтожают педиатрию — ученые молчат. Годами нет вакцин и сывороток, страна на последнем месте в мире по уровню вакцинации — ученые молчат. Дипломы наших врачей не признаются большинством развитых стран — ученые молчат. И все это молчание — за наши с вами деньги.
И в педагогике абсолютно то же самое.
8. Оптимизм?
Очень важно понимать, что успех конференции в Виннице, конечно, порождает надежды, но вовсе не является поводом для оптимизма. Они не уйдут, не изменятся, они не могут и не хотят жить иначе. Они мастера интриг, они страшно заслуженные, они вхожи во все властные кабинеты. Уйдет этот министр — они договорятся со следующим. Они обязательно припомнят эту конференцию, как только докладчики или организаторы окажутся в их власти. И что, ничего нельзя сделать? Можно, но возможные и нужные дела — вне компетенции МОЗ.
9. Фамилии
В тексте нет ни одной фамилии. Но всё известно сотням людей. Кто старался, организовывал, готовился, ехал за тридевять земель. Кто помогал. Кто игнорировал. Кто звонил, угрожал, мешал. Фамилии не называю, действия не описываю. Просто надеюсь, что поможет на будущее. Практикующие педиатры не претендуют на средства и функции академической науки. Если не можете защитить и научить современной педиатрии — хотя бы не мешайте. Можете помочь — помогите.
10. Перспективы
Я еще никогда не видел в одном месте такого количества адекватных врачей с горящими глазами. И понимаю, что вы все в надеждах и мечтах… Это по неопытности… Палок в колеса еще будет предостаточно, и следует не витать в облаках, а много работать и учиться. Работать и учиться несмотря ни на что.
Оптимальный результат — Украинская Академия педиатрии с благословения и при поддержке Академии Европейской вырабатывает алгоритм экзаменов и получает право лицензировать педиатров (результаты не продаются). МОЗ подтверждает полномочия и законность лицензий. Мы строим остров цивилизованной педиатрии внутри океана шарлатанства, продажных диссертаций и рекламы фуфломицинов. Размеры острова постоянно увеличиваются.