Одобренный правительством в начале октября проект налоговой реформы Минфина до сих пор дорабатывается. И хотя общая концепция осталась прежней – «меньше коррупции со стороны фискальных органов – проще администрирование», – к моменту внесения Кабминовского законопроекта в сессионный зал Парламента(премьер Гройсман пообещал, что проект реформы попадет в Верховную Раду после 26 октября – ред.) многое может измениться.
«Если нас что-то смутит в правках, если мы увидим вопиющие недоработки – будем их обсуждать. Однако, на сегодняшний день, полагаю, мы максимально во все вчитались, все отработали. Если и останутся какие-то спорные вопросы, то их будет немного», – сообщила Forbes Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Основная дискуссия на данный момент ведется вокруг полномочий Государственной фискальной службы, администрирования НДС и его возмещения, а также по поводу налога на выведенный капитал.
Сила влияния
Чтобы побороть коррупцию в стенах налогово-таможенного ведомства, правительство намерено сделать несколько шагов. Например, большая часть полномочий ГФС будет урезана и передана Минфину. Проверки будут проводиться на областном уровне, а территориальным подразделениям фискальной службы оставят лишь функции по сбору налогов.
«Идет речь о том, чтобы передать базу данных единому администратору – Министерству финансов. На сегодняшний день пользователем и администратором баз, которые ведут декларации, расчеты, возмещение НДС и прочие, является ГФС. Законопроектом предусматривается, что Минфин будет администратором баз, а ГФС – пользователем», – говорит Татьяна Шевцова, глава Комитета по вопросам налоговой политики Общественного совета при ГФС.
Хорошо это или плохо – покажет время. По крайней мере, бизнес надеется, что фискалы больше не смогут вмешиваться в данные и в ручном режиме проводить махинации в пользу того или иного плательщика налога, блокировать регистрацию накладных, расторгать договора о признании электронных документов и т.д.
Вместе с тем, в Украинском союзе промышленников и предпринимателей считают, что предусмотренная процедура передачи баз непрозрачна и требует создания дополнительной структуры, так называемого «технического администратора». При этом непонятно, за какие средства будет финансироваться эта структура, какими возможностями и правами она будет обладать, что снова-таки увеличивает угрозу вмешательства в личные данные.
Еще одно новшество – наделение правом подписи не только руководителей ГФС, но и уполномоченных лиц других контролирующих органов. «Это позволит консолидировать всю фискальную службу в рамках одного юридического лица, продвинуться далее к сокращениям профильных и непрофильных функций», – считает Андрей Журжий, первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Также Минфин предлагает создать единый казначейский счет для уплаты всех налогов, кроме НДС и акциза.
В зоне риска
Продолжается обсуждение норм, касающихся НДС. Но ничего радикально нового бизнес не получит. Спасибо и за то, что в правительстве хотя бы пытаются исправить некоторые ошибки и перекосы, связанные с администрированием. Прежде всего, планируется, что два реестра на возмещение НДС будут сведены в один, а сам процесс возмещения полностью автоматизируют. «Когда будет один реестр, то компенсация будет происходить без выводов ГФС. Если же у фискалов есть какие-то возражения, то они могут проверить информацию и только по факту выписанного уведомления-решения приостановить компенсацию», – объясняет Журжий.
Некоторые же НДС-инициативы вызывают сомнения. Например, авторами законопроекта предложено расширить сферу применения штрафных санкций в случае отсутствия или несвоевременной регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок, составленных на неплательщиков НДС. Если эти предложения одобрят, помимо стандартного штрафа в размере 25% или 50%, плательщики будут обязаны составить налоговые накладные на сумму занижения налоговых обязательств и дополнительно уплатить еще один штраф в размере 50% от суммы НДС.
До сих пор туманна судьба автоматизированной системы управления рисками, создание которой предусмотрено программой деятельности Кабинета Министров. В УСПП говорят, что если такая система будет работать в ручном режиме, на практике это приведет к большому количеству случаев неоправданной блокировки налоговых накладных/расчетов корректировки и увеличению фискального давления на добросовестных представителей бизнеса.
Впрочем, министр финансов Александр Данилюк заверил, что возможности для блокировки накладных на основании показаний системы управления рисками будут жестко ограничены. А зарегистрированная налоговая накладная будет исчерпывающим основанием для налогового кредита. Иными словами, фискалы больше не смогут по любому поводу проводить проверки и «снимать» с плательщиков налоговый кредит.
Настораживает предложенная Минфином норма о погашении денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика путем проведения взаиморасчетов со стороны бюджета. Да, это снимет для многих компаний проблему зависших перед госказной обязательств. «Но, так как участниками таких взаиморасчетов могут быть один или несколько налогоплательщиков, указанное предложение содержит в себе явную коррупционную составляющую», – акцентирует Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП.
Прибыль 2.0
Обсуждение налога на выведенный капитал зашло в тупик. Вернее, как объясняет Журжий, соответствующие нормы нуждаются в доработке и поиске компенсаторов. Главный аргумент Минфина – потери бюджета чуть ли не до 40 млрд грн. Именно такой, по мнению правительства, будет цена ликвидации налога на прибыль и его замены налогом на выведенный капитал. Хотя эксперты считают, что эта цифра завышена, и не учитывает результаты 2016 года.
К тому же, от налога на выведенный капитал не в восторге крупный бизнес, который лишается привычной лазейки для минимизации (в том числе, многих оффшорных схем), а также сами фискалы, теряющие рычаг влияния на налогоплательщиков.
«ГФС безнаказанно занимается махинациями и подлогом выводов актов проверок. Много актов с безобразными выводами, которые перечеркивают финансовый результат, национальные и международные правила бухгалтерского учета. Это приводит к конфликту интересов, к административным жалобам, судам. Налог на выведенный капитал решит эту проблему. Он уплачивается только тогда, когда собственник выплачивает дивиденды. Только в этот момент считается, что прибыль (капитал) выводится в пользу собственников и, таким образом, возникает объект налогообложения», – объясняет Татьяна Шевцова, соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал.
Пока что правительство полностью от нового налога не отказывается, и готово идти на компромисс. Более того, в Минфине не отрицают, что налог на прибыль полностью себя изжил. Бизнес попросту декларирует громадные убытки, и кроме налогов с пассивных доходов ничего не платит.
«У нас была возможность получить базы ГФС, из которых мы узнали, что в стране убытков на 1 трлн гривен. Это стало открытием. Их нужно либо обрезать, либо инвесторов наша экономика не увидит», – уверена Шевцова.
Но, в первую очередь Парламент должен принять поправки к администрированию. Только после этого Минфин готов возобновить обсуждение налога на выведенный капитал. А произойдет это уже в 2017 году.
Журнал Forbes