Як зміниться життя українських автомобілістів, якщо законопроект приймуть? Про це говоримо з правозахисником, експертом з питань законодавчого забезпечення безпеки дорожнього руху, заступником голови Координаційної ради Загальнонаціонального Форуму безпеки дорожнього руху Володимиром Караваєвим.
Євген Павлюковський: Як ви розцінюєте подібні нововведення? Чи сприятиме він зниженню аварійності?
Володимир Караваєв: Однозначно говорить, будет ли он способствовать или нет, сложно. В нем есть европейские нормы, которые могут повлиять на безопасность наших дорог, но есть и большие перегибы, которые могут усложнить жизнь нашим водителям, в частности процедура установки ГБО либо использование шипованных шин. На одних дорогах вы можете использовать шипованные шины, на других — нет. Получается, что зимой человек должен возить комплект нешипованных шин.
Ірина Славінська: У чому складність законопроекту?
Володимир Караваєв: В самом названии законопроекта есть прямое указание на то, что это для того, чтобы привести наше законодательство в соответствие с европейскими нормами. Там присутствуют европейские нормы, но навешены еще и наши нормы, которые не вписываются ни в какие рамки.
Ірина Славінська: Які?
Володимир Караваєв: Установка ГБО, например. Непонятно, почему вы должны обратиться к производителю и получить у него разрешение. А потом, неизвестно каким образом получив его, еще и обратиться в уполномоченную организацию Кабмина, которая для чего-то должна все это подтвердить. Вместо того, чтобы упростить установку, ее усложняют.
Євген Павлюковський: Скільки трапляється займань або вибухів через ГБО?
Володимир Караваєв: Такая статистика не ведется. Когда я сам хотел себе установить ГБО, автотехники меня отговорили. В том случае, когда в салоне происходит возгорание газовой смеси, человек не успевает покинуть автомобиль. Такая ситуация возможна при ударе автомобиля сзади.
Справедливости ради нужно сказать, что многое зависит от уровня оборудования.
Євген Павлюковський: Давайте повернемося до появи інспекції.
Володимир Караваєв: Она у нас уже есть, это Государственная служба Украины по безопасности на транспорте. Законопроект расширяет ее полномочия. По одному из положений, она должна будет проверять состояние не только коммерческого транспорта, а любого. Это не совсем правильно, у нас не будет порядка на дорогах, если контролировать его будут несколько органов.
Ірина Славінська: Мені іноді доводиться закривати вікна в авто, тому що чорні дими крутяться навколо машин, які проїжджають повз. Можливо, було б непогано більш ретельно перевіряти автомобілі?
Володимир Караваєв: Зачем изобретать велосипед? Уже действующее законодательство позволяет и полиции и представителем Государственной службы Украины по безопасности на транспорте абсолютно спокойно останавливать такие транспортные средства и применять санкции. Такой автомобиль считается технически неисправным. Он может быть поставлен на штрафплощадку. Может быть наложен запрет на его эксплуатацию.
Ірина Славінська: Які функції додає законопроект Укртрансбезпеці?
Володимир Караваєв: Эти функции сегодня уже есть, но они не выполняются. Что сегодня мешает Государственной службе Украины по безопасности на транспорте остановить полуразваленные маршрутку и накладывать запрет на эксплуатацию.
Євген Павлюковський: Давайте поговоримо про великі фури, автобуси. На них розповсюджуватимуться нововведення?
Володимир Караваєв: Законопроект ничего не меняет в этом отношении. Все, что касается коммерческого транспорта Государственная служба Украины по безопасности на транспорте имеет все полномочия, чтобы наводить порядок в этом вопросе.
Ірина Славінська: Що ще нового в законопроекті?
Володимир Караваєв: Помимо того, что мы уже сказали, он не несет ничего кардинально нового. Можно говорить об ужесточении правил.
Многие водители и СМИ обратили внимание на ГБО и шипованные шины.
Євген Павлюковський: В більшості європейських країн шиповані шини заборонені, тому що вважається, що вони сильно псують дороги.
Володимир Караваєв: Когда мы пытаемся в Украине слепо внедрять какие-то европейские нормы, то могут быть очень плачевные последствия. Далеко не всегда те нормы, которые работают в Европе, будут работать у нас.
Євген Павлюковський: Є ще момент про дитячі сидіння. Якщо законопроект буде прийнятий, це обладнання потребуватиме додаткового узгодження?
Володимир Караваєв: Если вы открываете инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, то можете найти раздел, как правильно устанавливать детское кресло. По сути, это разрешение производителя. Но если этого нет в инструкции, тогда нужно получать разрешение производителя.
Средний «возраст» автомобиля в Украине — около 20 лет. У нас многие автомобили не имеют даже ремней безопасности. Более того, иногда водители обрезают ремни, считая их лишними.
Ірина Славінська: Як в Україні взагалі з дотриманням техніки безпеки, виконанням правил?
Володимир Караваєв: По всему, что касается безопасности дорожного движения, картина очень печальная. В среднем каждые два часа у нас на дороге кто-то гибнет, каждые 15 минут — кто-то получает травму. По смертности на дорогах мы занимаем 1 место в Европе.
Есть объективные и субъективные причины картины на дорогах. Первые — водитель, автомобиль, дороги. Дороги у нас жуткие, автомобили старые, водители полуграмотные. Вторые — нарушения водителей из-за не прописанного четко законодательства, наше законодательство насколько плохо прописано, что четко не распределены полномочия органов власти.