За последние несколько лет мэрия Винницы анонсировала реализацию большого количества градостроительных проектов, которые сделали бы город красивей. Из них пока, пожалуй, можно говорить, как о реализуемом, лишь о реконструкции бульварной зоны проспекта Космонавтов. Ограниченность в средствах является основной причиной того, что не удается осуществить многие идеи сразу. Вместе с тем, в последнее время, как оказалось, не все винничане поддерживают те или иные начинания городских властей. Либо горожанам недостаточно объясняют суть, либо концепция, которой придерживаются в мэрии, не отвечает запросам общества… Одним нравится новая клумба на площади, а вторые считают, что вместо нее лучше за бюджетные деньги в подъезде дверь отремонтировать. К единому мнению люди однозначно никогда не придут. Тем более что это общая ментальная черта всех нас, украинцев. Мы часто критикуем любые начинания, а признаем их, когда работа уже выполнена и можно увидеть результат. Главный архитектор Винницы Александр Рекута считает, что прежде чем развивать городское пространство, следует понимать, каким мы его хотим увидеть и учитывать, что денег на эти цели никогда много не будет.
– Александр Сергеевич, нынешнюю должность после 10-летнего перерыва Вы заняли во второй раз. На прежнем месте работы – когда возглавляли «НИИ Проектреконструкция» – уверяли, что располагаете гораздо большими возможностями для творчества. В последние три года, как главный архитектор, вынуждены сталкиваться с «чиновничьей рутиной». Тем не менее, удается влиять на развитие городской среды?
– Действительно, за то время наш проектный институт разработал сегодняшний вид бульвара по улице Пирогова, площади Театральной (ныне Небесной сотни), областного муздрамтеатра им. Садовского, бывшего иезуитского монастыря, а ныне здания облархива, и многие другие объекты.
Жирную точку своего этапа работы в институте я поставил проектом реконструкции площади Независимости. В мэрию я вернулся по просьбе Владимира Гройсмана, тогдашнего мэра, и сразу же попал в творческую группу, которая занималась благоустройством площади Тараса Шевченко (быв. Музейной) с памятником Кобзарю.
Должность главного архитектора города предусматривает массу бумажной волокиты. Вы правы, прежнюю мою работу можно назвать преимущественно творческой. Более того, я каждый день присутствовал на стройплощадке. Но у меня по жизни всегда складывается так, что творчество в стороне не остается. Чему я и рад… Только подписывать бумаги, что, в принципе, является составной частью работы директора департамента, для меня слишком скучно.
К тому же нынешний мэр Сергей Моргунов не дает скучать. Я занимаюсь многими концептуальными вопросами по будущему городского пространства, которые разрабатываются специалистами коммунального предприятия при департаменте архитектуры.
– Даже критики, видимо, не смогут отрицать, что на протяжении последних лет Винница существенно преобразилась. При этом среди горожан бытует несколько мнений относительно того, как должны происходить перемены. Кто-то считает, что прежде всего, следует реставрировать фасады домов в центре, а другие убеждены, что следует уделять внимание окраинам… Как по мнению специалиста меняется город – планомерно, хаотически или локально?
– В плане пространственного развития, как я считаю, исключительно планомерно. Дискутировать по этому поводу можно долго, и, несомненно, каждый винничанин станет отстаивать свою точку зрения, но у меня же спрашивали, как у специалиста… Конечно, не все удается реализовать из того, что ранее мы указывали в планах – не в тех объемах и, возможно, не в том качестве, как предусматривалось. К сожалению, мы сталкиваемся с форс-мажорными обстоятельствами.
За последние два года мы сформировали базис. Я имею в виду утверждение концепции формирования пространства Винницы, разработанной при участии швейцарского специалиста в урбанистике Урса Томана, концепции зеленого каркаса города, который включает взаимосвязь парков, скверов, обычных зеленых насаждений, в том числе систематичность и периодичность их обновления. Хочу напомнить, что горсовет стал одним из обладателей швейцарского гранта на 180 тысяч франков для разработки комплексной стратегии пространственного развития Винницы.
– Но не «живыми» же деньгами?..
– Эту работу выполняли сами швейцарцы, что было одним из условий выделения гранта. В прошлом году документ утвержден. Я считаю, что они предложили интересные подходы к развитию транспортного каркаса. Нам предложили «взгляд со стороны» на транспортные узлы. Скажу откровенно, что во всех Генпланах развития города мы стандартно определяли «точки», где когда-то должны построить двухуровневую развязку. И десятки лет этого не строим. Причем, даже когда каждый раз вносили эти развязки в Генплан, понимали, что сомнительно, чтобы когда-то на такое нашлись средства. Даже в долгосрочной перспективе. Все это отлично понимали с 1991 года…
У швейцарцев иной подход. Они заточены на проекты, реализовать которые можно в короткие сроки – до 5 лет. Причем, нам предложили начать с того, что можно сделать сегодня-завтра. Такой подход позволяет приступить к работе, а не ждать, когда Верховная Рада или Кабинет министров выделят деньги. К примеру, «головная боль» всех Генпланов – новые мостовые переходы. Еще недавно мы даже технико-экономическое обоснование по мосту с улицы Ботанической на Гонты делали, поскольку реализацию этого проекта считали самой экономной. Швейцарцы говорят: «А может, вам пока не нужен новый мост?». Их идея состоит в том, чтобы перераспределить нагрузку существующих мостовых переходов.
«Разрушение трамвайных колей является причиной вынужденной реконструкции дороги на Гагарина, а не ситуация с частными объектами на площади».
– Это практические рекомендации?
– Прежде всего, они предоставили аналитический труд, в котором показали, как можно в час-пик разгрузить Центральный мост. То есть, исключительно организационными методами и без вложений средств можно получить желаемый эффект.
Далее, швейцарцы говорят, что в Виннице должна быть своя Корсо, то есть центральная артерия. Де-факто, она есть, но они ее предложили изменить. А под главной магистралью европейские специалисты понимают дорогу от Барского шоссе по ул. Келецкой, Пирогова, Соборной, проспекту Коцюбинского, Батожской (Кирова) к ул. Зулинского (Тарногродского). Именно этот маршрут, по их мнению, наиболее загружен общественным транспортом, поэтому на нем следует разместить «точки» пересадок.
– Аналогичный подход был предложен с транспортной реформой, и его реализовали. Какие дополнительные «точки» швейцарцы считают необходимыми для города?
– С тех пор отлично себя зарекомендовали «точки» на перекрестке Юности-Келецкой, рынка «Урожай» и пл. Гагарина. Швейцарцы предлагают сделать транспортным узлом площадь Героев Чернобыля (быв. Октября). Для этого нужно в один «узел» свести остановки всех видов транспорта – трамвая, троллейбуса и автобуса. Для этого опять же не требуются капиталовложения.
Хочу напомнить и о концепции развития Южного Буга. Идея ведь не только в создании зон рекреации. Нарекания именно на это часто приходится слышать от винничан. Да, все говорят о пляжах, пирсах и набережных, о восстановлении судоходства в сторону Стрижавки и обновлении катеров. Но идея в том, чтобы река не разделяла, а объединяла город.
– Что кроется за этим философским изречением?
– Концептуальные решения комплексного подхода к благоустройству берегов и очистке русла. В прошлом году общественная организация из Германии презентовала Концепцию интегрированного урбанистического развития городов. Под интегрированным развитием мы понимает градостроительство, озеленение, рекреационные зоны, бужские берега и транспортные развязки. Для создания таких проектов для Винницы, Черновцов, Полтавы и Житомира правительство Германии выделяет 6 млн. швейцарских франков.
То есть, за часть этой суммы при помощи немецких специалистов мы должны разработать эту концепцию. При горсовете уже работает на постоянной основе один специалист. Один раз в месяц в Винницу приезжает куратор.
– Советы европейских специалистов носят рекомендательный характер, а они сами вряд ли сталкиваются с нашей бюрократией. А Генплан развития города, и отрицать не станете, документ забюрократизированный. Без внесения туда изменений, гранты от ЕС – профанация. Не так ли?
– Генплан обязаны выполнять согласно со «СНиПам», и вносить в него изменения можно лишь один раз в 5 лет. И это проблема. Сейчас городские власти готовы вносить очередные правки, даже средства для этого найдутся, но не позволяют сроки. Так вот, в Германии, оказывается, тоже ищут варианты выхода из подобных ситуаций. И там есть как официальный план, так и неофициальный в виде концепций и стратегий. Только в Германии неофициальные документы со временем ложатся в основу официальных.
Поэтому пока мы решили отложить идею о внесении изменений в Генплан, а при помощи европейских партнеров разработаем «интегрированную» концепцию, оценим ее с привлечением общественности, и только тогда перейдем к следующему этапу. Но есть риски. Переживаем, чтобы эта концепция сочеталась с украинским законодательством. Уже подняли вопрос перед Минрегионом о том, что возможно придется вносить коррективы в Государственные строительные нормы, чтобы включить в них принципы европейского планирования городов. Потому что пока они у нас совдеповские…
– С первых чисел июня начаты масштабные работы на площади Гагарина. Они якобы обойдутся в 37 миллионов гривен, которые выделят как городской, так и госбюджет. Среди винничан уже ходят слухи, что ремонт делается для того, чтобы не подтапливало частные торговые площади на самой площади, которые готовы несколько лет, но их не открывают из-за сырости. Насколько необходимо вкладывать такие средства в дорожное покрытие?
– В первую очередь реконструкция объясняется проблемой с трамваями. Я принимал участие в разработке проектирования «тихого пути» по ул. Соборной. Что-то подобное планируется и здесь… Как уверяют специалисты, большой перепад высот в рельефе создает трудности для трамваев. Они, образно говоря, «переламываются». Поэтому в проекте предусматривается подъем вертикальных отметок на 70-90 сантиметров со стороны дома № 101 по ул. Соборной, что позволит уменьшить перепад. Получится, что тротуар будет ниже проезжей части. Для безопасности пешеходов там соорудят подпорную стенку с ограждением и турникетом.
При этом планируется провести полную ревизию канала, по которому через площадь проходит речка Калича, сделать ливневую канализацию, чтобы на самой дороге после дождей не скапливалась вода, а под рейки положить специальные резиновые прокладки. Насколько я знаю, именно разрушение трамвайных колей является причиной вынужденной реконструкции дороги, а не ситуация с частными объектами, расположенными в непосредственной близости к этому перекрестку.
– Так ли актуальна идея ограждения Центрального парка за 3,1 миллиона гривен, которая моментально стала суперпопулярной в соцсетях?
– Могу привести аналогии с Ботаническим садом в Киеве, дендропарком «Софиевка» в Умани, «Александрией» в Белой Церкви, Стрыйским парком во Львове и другими. Они все огорожены. Мы же предусматриваем со стороны улицы Магистратской установить ажурную металлическую решетку. Ее заказчиком выступает департамент коммунального хозяйства и благоустройства. Я общался с его руководителем, внес свои предложения, поэтому могу сказать, что ограждение будет стоять на бутовом цоколе. Вместе с цоколем высота не станет превышать 180 сантиметров. А на самом ограждении предусматривается геральдика города Винница.
Кроме того, винничане знают, что сегодня там есть полуразрушенная «подпорная стенка». Она в ужасном виде. В непосредственной близости к улице находятся площадка для пейнтбола, детские аттракционы и прочие участки, примыкающие к трассе с довольно оживленным движением автотранспорта. Поэтому пусть кто-то не согласится со мной, что ограждение будет лишним. Тем более, если оно привнесет в городскую среду красоту.
В то же время практически все входы с этой улицы останутся. Какой-то бред распространяют некоторые СМИ, когда «рисуют» заборы под аркой или уверяют, что парк будет закрытым. Колонные порталы со стороны улиц Хлебной и Грушевского, входы со стороны КЗ «Радуга» и площади Стуса останутся в неизменном виде. Мы лишь хотим избавиться от хаотических «дырок» и вытоптанных тропинок, как в лесу.
– Сколько стоит ограждение?
– Это другой вопрос. Металл сегодня не дешевый…
– Вам принадлежит идея увековечить память о «Ливерпульской четверке» в небольшом скверике у «Макдональдса». Как бы эта идея тоже не нарвалась на критику по поводу «потраченных денег», поскольку сложно найти связь легендарной группы «The Beatles» с Винницей…
– Коренные винничане меня поймут. Именно от них я слышал, что эту зону, где когда-то было кафе «Криниченька», с 1970-х годов называли «Ливерпулем». Есть две версии происхождения названия. Первая – там продавали очень вкусные пирожки с ливером, а вторая – фарцовщики торговали джинсами. В принципе, топоним подтолкнул к ассоциации с музыкантами, и я решил, что было бы хорошо создать креативную современную уличного арт-композицию, где каждый час будет звучать новая мелодия «битлов». Не готов сказать, найдутся ли средства на реализацию этой идеи… Может быть, работы перенесут на будущий год.
Скажу больше, по моему мнению, таких «уголков», которые притягивали бы творческую молодежь, в городе явно не хватает, и их нужно создавать как можно больше. Знаете, при проектировании реконструкции площади Независимости изначально была идея сделать ее пустой. Без клумб и фонтанов. Тогда Владимир Гройсман сказал, что хотя нас и будут обвинять в транжирстве или уменьшении места для собраний, но нужна зелень, чтобы в итоге площадь превратить в сквер.
Благодаря этому на площади предусмотрели цветники, скамейки и другие элементы. К чему я это вспомнил? Не нужно менять пространство для пространства, если мы его меняем, то должны сделать комфортным для людей. Чтобы винничанам и приезжим хотелось сфотографироваться или отдохнуть на такой площади.
Еще вернусь к парку. Молодежь любит назначать свидания у арки. Так вот, мы хотим рядом создать уголок с инсталляциями, где бы парам было приятно посидеть, а парню захотелось бы девушке сделать предложение.
Игорь Заиковатый, «Реал»
Видать мавзолей решили таки запустить, за наш счет
Аргументы в пользу бесполезной траты дефицитных бюджетных денег на ограду, без которой парк прекрасно обходился всю свою историю и на Ливер в близжайшем соседстве гимназии и Макдональдса (забота о детя и хорошие ассоциации!) звучат более чем неубедительно. В городе уже всё в асфальте да плитке, с инженерными сетями, ухоженными лесами, парками, клумбами, парковками и т. д. И бюджет у нас как у Нью-Йорка – можно тратить на всякую чушь, чего, к слову, даже там не делают.
А позорисько – чаморошні квіти на стовпах по всьому місту? цікаво – скільки грошей вкрадено на кватах?