В США во многих городах также отметили День победы. В Нью-Йорке на марш и церемонию возложения цветов у памятника погибшим во Второй мировой войне солдатам собрались ветераны, иммигранты и простые американцы, которых интересует история. Борис Михайлович Фельдман живет на Брайтон-бич уже 20 лет. Ветеран из Винницкой области, эмигрировал в США в середине девяностых. Во время Великой Отечественной был на фронте – минометчиком и сапером, был в гетто в Винницкой области. Войну закончил в Австрии.
«В ночь на 9-е начались крики и стрельба – победа, победа, – вспоминает он. – Мы не верили, потому что еще не закончились бои, еще не успели похоронить своих».
Борис Фельдман – вице-президент Американской Ассоциации ветеранов и инвалидов 2-й мировой войны, объединяющей около 800-от ветеранов. В эти дни ему звонят и спрашивают: будет ли, как обычно, парад Победы на Брайтон-бич? Но организовать такой парад становится все сложнее – из-за возраста – самому молодому ветерану 90 лет.
Но праздник есть праздник. Поэтому Борис Михайлович отправился на другое шествие – «Бессмертного полка».
Праздник проходил на берегу Гудзона. Бориса Фельдмана окружили вниманием и задарили цветами. И даже спели ему песню о Сталинграде. Причем американец спел.
Роберт Белл – член клуба реконструкторов Второй мировой войны. Они изучают историю войны и русский язык.
«На уроках истории в школе я узнал в основном об участии США во Второй мировой войне. Советский Союз был упомянут только вскользь: Сталинград, Ленинград, взятие Берлина, и все, – рассказывает он. – И только когда я сам стал читать, я осознал весь масштаб трагедии и разрушений на востоке».
Борис Михайлович Фельдман видел в жизни много грустного и страшного. В бою гибли его товарищи. В 46-м его чуть не арестовали за то, что он был сионистом. Несколько лет назад умерла его любима жена Ирина. Но сам он называет себя солдатом. И в свои 95 продолжает радоваться жизни:
«Вообще ощущения великолепные от этой церемонии. Я все ожидал – но что будет так красочно, так торжественно…»
Борис Михайлович очень хорошо помнит войну. И надеется на мир.