«Мы уже – не homo sapiens, а info sapiens. Современные технологии и гаджеты нас «инфицировали». И Украина должна сохранить мозги, удержать и обучить талантливых детей»
В Виннице с 28 апреля по 1 мая прошел юбилейный 25-й «Турнир чемпионов» — уникальная олимпиада, на которой школьники состязались в знании математики, физики и информатики. Кроме того, состоялся Всеукраинский форум «Science-Education-UA», собравший ведущих физиков и математиков страны. Организатор мероприятий народный депутат Александр Домбровский отмечает, что формат дискуссии позволяет комплексно подойти к системе образования в Украине, выявить ее недостатки и обсудить возможные решения, которые позволят нации не растерять, а приумножить свой интеллектуальный потенциал.
«Уровень образования в Украине – и среднего, и высшего – не настолько плох, как его представляют»
— Александр Георгиевич, «Турниру чемпионов» в этом году исполнилось 25 лет. Вы возглавляете опекунский совет этой олимпиады. Как считаете, насколько актуален сам турнир и какова его практическая польза?
— Это уникальное явление – четверть века ежегодно мы собираем самых сильных в математике, физике и информатике детей, чтобы подготовить их к выполнению очень важной роли в жизни. Эти 25 лет мы концентрируем научно-технический потенциал. Я не могу вспомнить ни одно культурное или иное мероприятие, которое успешно существует столько лет.
Почему для меня это так важно? Мир меняется технологически. Любая развитая и успешная страна понимает, что может быть сильной, только прогрессируя интеллектуально, инновационно, технически. Я считаю, что уровень образования в Украине – и среднего, и высшего – не настолько плох, как его представляют. Да, есть проблемы. Но еще со времени СССР оно дает качественные знания, в том числе в естественно-математических и технических сферах.
Мы проводили анализ судеб детей, приезжавших на «Турниры чемпионов» в прошлые годы. Оказалось, что теперь они работают в Google, Microsoft, на ядерном коллайдере в Швейцарии… Они трудятся в Германии, Израиле, США. Это люди, в которых Украина инвестировала колоссальные средства.
Мы 25 лет селективно воспитываем талантливых детей и собираем здесь, чтобы продемонстрировать, что они реально талантливы. За этот период они успели доказать, что являются «бриллиантами» для любой страны. Там гоняются за такими ребятами, шлют приглашения в лучшие университеты мира.
Я могу привести массу примеров своих друзей, которые закончили Кембридж, Оксфорд, Стэнфорд. Причем, их признавали лучшими студентами, они попали в список гордости этих университетов. Этим я хочу подчеркнуть, что мы – очень мощная, потенциально сильная страна. Поэтому 25 лет я поддерживаю «Турнир чемпионов».
Мы собираем таких детей, чтобы продемонстрировать, что они нужны нашей стране. Но на таких выпускников системы среднего образования должен быть запрос на уровне высшего образования. Нужно, чтобы эти дети учились в украинских вузах, а, окончив бакалаврат, продолжали обучение в Оксфорде или Кембридже, а затем возвращались работать в родную страну.
— У нас обычно не принято считать средства, которые вкладываются в обучение…
— По самым скромным оценкам, около 4 миллионов украинцев сегодня работают за границей. Сколько денег вложили в них, чтобы потом Европа и другие регионы как пылесосом их вытянули туда, где теперь они создают продукт? Условно, если инвестиции в образование и социальную сферу на одного ребенка обходятся в 10 тысяч долларов, то в целом на заробитчан потрачено $40 млрд. Слушайте, взамен мы от МВФ на очень жестких, иногда социально несправедливых условиях в прошлом году получили 1 млрд, а в этом году пока у нас пока еще идет очень тяжелая дискуссия.
«Или нам навязывают, или сами в силу своего недалекого стратегического мышления мы превращаемся в сервисную нацию»
— Старт «Турнира чемпионов» совпал с проведением форума. Какую идею преследовали при его организации?
— Верховная Рада приняла закон «Об образовании». Я тоже за него голосовал, поскольку уверен в необходимости модернизации страны. При этом я всегда придерживался мнения, что, прежде всего, в любой реформе важен анализ минувшего и прогноз грядущего. Другими словами, следует понимать, что из того, что сделано — хорошо, а что – плохо.
На «Турнир чемпионов» приезжают одаренные дети из самых сильных в Украине школ, а с ними в Виннице собираются их наставники – это самые большие патриоты в развитии базисного технического образования. Для меня была интересна дискуссия с ними, которая позволила понять, как педагоги оценивают реформу. Они знакомы с ситуацией лучше чиновников и парламентариев.
Я же не работаю в школе, не чувствую настроения учителей и детей, их запросы и желания. Так вот, от педагогов я услышал достаточно много критических замечаний в адрес программы «Нова українська школа».
Педагоги акцентируют внимание на том, что мы с реформой меняем «картинку». Предусматривается иное расположение парт в классе, более удачная для детей мебель, другая цветовая гамма, чтобы добавить позитивных эмоций за счет более радостной обстановки, но параллельно исчезает то, чем мы можем гордиться.
Минимизируются занятия по математике и физике. В целом изменился подход к естественно-математическому образованию. Если, ничего не меняя, сохранить тот бренд, к которому сегодня пришли в парламенте, то вскоре в средней школе получим то, что сегодня имеем в высшей.
— Имеете в виду то, что уже практически все вузы готовят юристов?
— Когда 10-15 лет назад мы кричали, что нужно мотивировать получение инженерных и технических специальностей, ведь наступит момент, когда в Украине просто не останется инженеров, в Минобразования на это не обращали внимания. Тогда мы указывали, что уже возник перекос в сторону подготовки юристов, экономистов и менеджеров международных отношений. Сегодня мы уже столкнулись с проблемой дефицита инженерных кадров. Увы, но система высшего образования продуцирует крайне мало хороших инженеров.
Да, возможно выпускники школ будут знать два иностранных языка – кроме английского, еще французский или немецкий. Но какую нацию мы получим? Или нам навязывают, или сами в силу своего недалекого стратегического мышления мы превращаемся в сервисную нацию.
Создается впечатление, что на международном рынке труда нас хотят видеть не инженерами, которые проектируют новые компьютерные системы, создают мощное электротехническое машиностроение, конструируют космические станции, работают в сфере ядерной энергетики, а теми, кто предоставляет услуги по продаже товара, выпускаемого в других странах. На форуме все, к сожалению, кричали, что ситуация выглядит именно так… Мне очень неприятно то, что я услышал.
«Нельзя забывать, что мы живем не просто в век научно-технического прогресса, а в информационной эре. Мы — не homo sapiens, а info sapiens»
— При этом школам предлагают унифицированный подход к обучению. Все будут равны и не выделяться…
— Некогда подобный подход исповедовался на рынке энергоресурсов. Граждане лишены права выбора. Электроэнергию мы можем покупать только у облэнерго, голубое топливо – у облгаза, и только на их условиях. Выбора нет. Недавно приняты законы, которые полностью изменят энергетический рынок. Распределительные сети будут контролировать одни компании (при этом мы даем право и возможности конкуренции), а поставкой энергоресурсов по этим сетям будут заниматься другие компании, и их количество не ограничено.
С конкуренцией появляется качество, а потребителю поставщики доказывают, что ихо товар или услуга выгодней. Еще 15 лет назад «Укртелеком» был монополистом по услугам связи. Сегодня работают несколько операторов, которые предлагают ассортимент пакетов. В результате услуги стали дешевле и качественней.
Вернусь к системе образования и услышанному на форуме. Должен признать, что закон об образовании нуждается в коррекции. Школам и вузам нужно предоставить право создавать конкурентные продукты.
Педагогов возмущает то, что в школы придется набирать детей по месту жительства. К примеру, в такое специализированное заведение, как физико-математическая гимназия №17, нельзя будет брать учеников, проживающих на окраине. Так, параллельно с олимпиадой мы начали профессиональную дискуссию. Она тоже будет ежегодной и всеукраинской. Пока сделан только первый шаг.
— К чему пришли?
— Мы продиагностировали ряд серьезных направлений, договорились о проведении, скорее всего, в июне, расширенного заседания нескольких комитетов ВР, куда пригласим представителей всех заинтересованных сторон. Никто не имеет права уничтожить или минимизировать до неузнаваемости возможности технического образования в школах в XXI веке.
Нельзя забывать, что мы живем не просто в век научно-технического прогресса, а в информационной эре. Мы — не homo sapiens, а info sapiens. А наши дети в этом преуспели гораздо больше, чем наше поколение. Без гаджетов никто уже не может представить свою жизнь. Мы уже не можем жить без информации и современных технологий. Они нас интегрировали и «инфицировали». Страна должна быть к этому готова, а для этого мозги должны быть сохранены в нашей Украине.
Может быть повторюсь, но хочу особо отметить, что каждый уезжающий работать за границу специалист в инженерии – это инвестиция, как минимум, в несколько десятков тысяч долларов в экономику чужой страны.
Я пригласил на эти мероприятия и.о главы комитета по образованию и науке профессора А. Спиваковского. Он отмечает, что в Херсонском университете госзаказ на специальность «физика» — всего 2 студента. У нас катастрофическая ситуация с учителями даже в городских школах по таким предметам, как математика, физика, информатика. В райцентрах — еще хуже.
Законы принимаются. Часть из них нужно корелировать. Поэтому необходима обратная связь. И 28 апреля, как я считаю, мы приступили к очень правильному процессу. Благодаря таким инструментам как «Турнир чемпионов» положено начало дискуссии о техническом образовании в Украине и возможностях для разноотраслевой индустрии быть «магнитами» для высшего образования. Появилось переосмысление ситуации.
— Бизнес, как заказчик кадров, участвовал в обсуждении?
— Была «проба пера». Мы пригласили директоров ІТ-компаний и некоторых других. Взаимодействие бизнеса и образования порождает новую проблему. Наши компании нужно не кошмарить проведением масок-шоу, а создать среду для быстрого развития, чтобы появилось не только желание, но и инновационный и финансовый ресурс выступать заказчиком.
Американская и европейская модели образования построены на том, что глобальные корпорации первые образцы оборудования передают вузам, чтобы студенты обучались на них работать. И эти компании выступают заказчиками университетов. Нашей школе следует заимствовать подходы и понимать, как можно конкурировать.
Несомненно, государству следует контролировать образовательный процесс, иначе можно скатиться до уровня анархии, но при этом школы должны ориентировать на подготовку будущих студентов для конкретных университетов. Параллельно с этим мы должны сделать так, чтобы у малых, средних и крупных компаний было достаточно ресурсов, чтобы выступить заказчиками системы образования.
— При отсутствии запроса на таланты внутри страны дети понимают, что математика и физика им нужна, чтобы трудоустроиться за рубежом. Это единственный стимул. Как одновременно с этим воспитать патриотизм?
— Воспитаем. Было бы кого… Меня все же больше тревожит другое. Каждый ребенок талантлив. Очень важно для страны, чтобы он стал хорошим физиком или математиком с фундаментальными знаниями. Чтобы это произошло, и родители, и ребенок, и школа, и государство должны приложить массу усилий. Гораздо проще готовить кассира в магазин.
Для создания будущего инженера необходима иная система образования. Чтобы у нас появились новые ньютоны, эйнштейны нужны условия. Иначе они ими не станут. Им нужно дать шанс – решить свое первое уравнение.
Выбор прост. Или мы будем довольствоваться тем, что при 15-20%-й рентабельности продаем зерно, или производим корма либо иной товар, или экспортируем технологически сложный продукт. Если Украина не хочет быть в роли сырьевого придатка, то должна доказать способность конкурировать на мировых рынках за счет инноваций, а для этого нам нужны собственные специалисты.
Игорь Заиковатый