Восемь лет назад весть о гибели в авиационной катастрофе 10 апреля 2010 г. неподалеку от Смоленска польской официальной делегации во главе с президентом Лехом Качиньским шокировала весь мир – за мгновение Польша потеряла почти сотню высших руководителей, общественных и религиозных деятелей. И вправду, трагедия национального масштаба стала почти беспрецедентной… “Почти” – потому что список авиационных катастроф с участием высокопоставленных лиц был открыт еще на заре авиационной эры.
Как это ни странно, но история попыток умышленных “воздушных покушений” на первых лиц является более давней, чем мартиролог авиакатастроф техногенного характера.
Еще в 1910 г. российские жандармы получили достоверную агентурную информацию о том, что один из первых авиаторов империи – капитан Лев Мациевич, исповедуя радикальную революционную идеологию, готовит покушение на царя Николая ІІ. Способ он выбрал радикально новаторский – взяв венценосную особу в полет пассажиром, направить самолет в землю. До окончательного выяснения обстоятельств охрана отговорила императора от рискованных воздушных путешествий. Авиатор-революционер не дожил до начала официального расследования – вскоре во время полета на одном из авиационных праздников его аэроплан развалился в воздухе на глазах тысяч зрителей.
«Лавры» жертвенного цареубийцы не давали покоя другим авиаторам – в конце 1916 г. разрабатывались планы таранить самолетом машину самодержца или бомбить его кортеж. Принимая во внимание недостатки авиационной и автомобильной техники того времени, исполнители отказались от этих кровожадно-опереточных фантазий.
Впрочем, и без террористов доводилось несладко. Во время торжественного старта перелета Париж-Мадрид на аэродроме Исс-Ле-Мулин 21 мая 1911 г. вдруг отказал двигатель самолета. Стараясь избежать столкновения с группой всадников, пилот Трен дотянул до… трибуны с высокопоставленными лицами. В результате чего – военный министр Морис Берто погиб на месте, тяжелые ранения получил премьер-министр Эрнест Монис. На удивление, Трен и его пассажир не пострадали. Эта трагедия всколыхнула Европу – Уинстон Черчилль внес законопроект о предотвращении авиационных катастроф, а в России ряд губернаторов издали распоряжения о запрете полетов аэропланов над городами.
Первым случаем гибели главы государства в авиакатастрофе, очевидно, можно считать смерть президента Парагвая Хосе Феликса Эстигаррибиа, в результате падения самолета 7 сентября 1940 г.
В 23:07 4 июля 1943 г., поблизости от Гибралтара, попал в катастрофу четырёхмоторный бомбардировщик «Консолидейтед Б-24 Либерейтор» из 511-й эскадрильи британских ВВС, который перевозил генерала Владислава Сикорского – премьера польского эмиграционного правительства и главнокомандующего польских вооруженных сил на Западе. Самолет упал в море через 16 секунд после взлета. Вместе с генералом погибла его дочь Зофия и еще семь человек. Эта история до сих пор оставила после себя немало «белых пятен», многочисленные исследователи склоняются к версии о том, что высокомерный генерал создавал много проблем Лондону публичными обвинениями в адрес советского руководства относительно… расстрелов в Катыни. То ли злой рок вторично соединил польских руководителей, Катынскую трагедию и авиакатастрофы, то ли просто случайное совпадение обстоятельств? Единственный свидетель инцидента – пилот капитан Эдуард Прхал – лаконично констатировал мгновенный отказ системы управления. Может быть, именно поэтому и прожил еще сорок один год…
Генерал Владислав Сикорский, 1942 г.
Хронически не везло заговорщикам из числа офицеров Вермахта, которые планировали подорвать самолет Гитлера в полете – то мины в салон не удавалось пронести, то они отказывались взрываться.
С небольшим временным промежутком случились две авиакатастрофы, в которых погибли сыновья королей Великобритании и Швеции. 25 августа 1942 г. в Шотландии не смог набрать высоту и зацепился за гору самолет, пассажиром которого был Георг, герцог Кентский – сын короля Георга V.
Меньше, чем через пять лет – 26 января 1947 г. в Копенгагенском аэропорте разбился рейсовый «Дуглас» С-47, принадлежащий нидерландской авиакомпании. Среди 22 жертв этой трагедии был наследник шведского престола – Густав Адольф, герцог Вестерботтенский. Шведским королем повезло стать его сыну – Карлу XVI Густаву.
Малоизвестной остается история о том, как «правительственная авиакатастрофа» сберегла целостность Китая. В отдаленной провинции Синьцзян, населенной мусульманами-уйгурами, в конце 1944 г. вспыхнуло восстание против японских оккупантов и режима Чан Кай-Ши.
Самопровозглашенная Восточно-Туркестанская Республика задекларировала независимость от Китая и курс на строительство социализма. Пока уйгуры уничтожали врагов Мао Цзедуна, статус Восточного Туркестана мало кого интересовал. Но после победы коммунистов в 1949 г. вопрос стал ребром – его должны были решить за столом переговоров. Правительственную делегацию взбунтовавшейся республики во главе с президентом Ахметжаном Касими должен был доставить самолет, но он разбился – не спасся никто. Официально считается, что злосчастный «Ил-12» разбился 27 августа 1949 г. между Иркутском и Читой. В мгновение непризнанное государство утратило верхушку власти – вскоре в Синьцзян вошли войска Народно-освободительной армии Китая. Необходимо добавить, что Синьцзян-Уйгурская автономия и по сей день остается уязвимым местом Поднебесной – во время столкновений на религиозно-этнической почве в 2009 г. там погибло почти две сотни людей.
В ночь на 17 марта 1957 г. разбился «Дуглас» С-47 с президентом Филиппин Рамоном Магсайсаем на борту. По словам журналиста Нестора Мати, которому повезло выжить в этой трагедии, причиной несчастья стала ошибка экипажа и сложные погодные условия.
Диверсией поясняют авиакатастрофу, в которой погиб Генеральный секретарь ООН швед Даг Хаммаршельд – его «Дуглас» С-47-В-10-DK разбился в Конго 18 сентября 1961 г. Принимая во внимание беспорядок, который царил в этой африканской стране, детальное расследование совершить не удалось.
24 мая 1981 г. врезался в гору легкомоторный «Де Хевилленд Канада Твин Оттер 300» президента Эквадора Хайме Рольдоса Агилеры – множество исследователей были уверены, что катастрофу устроили оппоненты политика.
Гибель в авиакатастрофе 19 октября 1986 г. президента и, одновременно, главы правительства Мозамбика – Самори Мозеса Машела в социалистическом мире официально поясняли покушением южноафриканских спецслужб, которые установили ложный авиамаяк, дезориентировавший экипаж и приведший к катастрофе президентского Ту-134 А-3. Истину установить не удалось, хотя десятерым из 44 людей посчастливилось выжить – самолет врезался в гору на территории ЮАР.
Смерть пакистанского президента Зия-уль-Хака 17 августа 1988 г. была не менее загадочной. По свидетельству очевидцев, летевших другим самолетом, «Локхид Геркулес» С-130-В президента резко начал выполнять непонятные маневры, а потом стремительно направился к земле. Командир – опытный пилот Машхуд – на запросы не отвечал. Расследованию авиакатастрофы, склонявшемуся к версии распыления в салоне самолета ядовитого газа, встала на пути очередная смена политического режима.
6 апреля 1994 г. оборвалась жизнь сразу двух государственных лидеров – самолет «Дассо Фалкон 50», которым возвращались с переговоров президент Бурунди Сиприен Нтарьямира и президент Руанды Жувеналь Хабиаримана, взорвался в воздухе неподалеку от руандийской столицы Кигали. Считается, что причиной трагедии стала зенитная ракета. Эта трагедия усугубила политический кризис, приведший к полномасштабной гражданской войне, унёсшей сотни тысяч жизней…
26 февраля 2004 г. погиб президент Македонии Борис Трайковский – его «Бичкрафт Супер Эйр Кинг 200Т» упал на боснийской территории.
Случались воздушные ЧП не только с самолетами, но и с вертолетами «первых лиц»: в катастрофах вертолетов погибли президенты Ирака – Абдул Салам Ареф (13 апреля 1966 г.) и Боливии – Рене Барьентос Ортуньо (27 апреля 1969 г.).
Не только светских правителей ожидали неприятности в небе – 11 сентября 2004 г. в катастрофе греческого военного вертолета над Эгейским морем погиб Петр VII, Патриарх Александрийский и всея Африки…
Нельзя обойти вниманием аварии и авиакатастрофы, в которых VIP-ам повезло выжить.
21 августа 1963 г. на Неву успешно приводнился Ту-124. По информации Санкт-Петербургской митрополии, на борту самолёта находился будущий патриарх Алексий ІІ.
8 декабря 1967 г. «Викерс С.90 Вискаунт», на борту которого находился бразильский президент Артуро да Коста и Силва, совершил аварийную посадку в аэропорту Рио-де-Жанейро. К счастью, никто не погиб. Почему-то менее везло бразильским экс-президентам: за полгода до этого случая в авиакатастрофе погиб предшественник Артуро да Коста и Силва – Умберто Кастелу Бранку (его президентские полномочия закончились в марте 1967 г.), а ранее – 16 июня 1958 г. в результате авиационного происшествия погиб экс-президент Нереу де Оливейра Рамос, возглавлявший бразильское государство в 1955-1956 гг.
Однажды чуть не погиб индийский премьер Морарджи Десаи (хотя в Индии существует должность президента, однако значительно большими полномочиями владеет глава правительства, поэтому «первым лицом» де факто является глава кабинета министров). Итак, вечером 5 ноября 1977 г. при повторной попытке зайти на посадку на аэродром Джорхат Ту-124 К ВВС Индии зацепил дерево и упал на рисовое поле. Все пятеро членов экипажа погибли, но ни один из пяти пассажиров – среди которых был и 81-летний премьер-министр Морарджи Десаи – не пострадал. Удивительно, но Ту-124 в советской авиации считался крайне злосчастным самолетом: из 165 машин этого типа в катастрофах было потеряно 15, и только 2% участников этих трагедий посчастливилось выжить. Этими «двумя процентами счастливцев» как раз и стали пятеро индийцев…
Президент Того Гнассингбе Эйадема, которому удавалось сохранять свою должность аж 38 лет, попал в авиационную катастрофу, но надо сказать, ему повезло – 24 января 1974 г., когда разбился «Дуглас» С-47, погибли все, кроме него. Президентским самолетом стал новенький «Гольфстрим ІІ Джет», но уже в декабре он тоже разбился – правда, тоголезского лидера в тот момент на борту не было.
Президенту Ботсваны Квету Масире повезло выжить после того, как 7 августа 1988 г. его «Бритиш Аэроспейс» БАе-125 был атакован ангольским истребителем. Благодаря мастерству пилотов, пораженный двумя ракетами самолет успешно совершил аварийную посадку – все остались живы.
Предотвращали масштабные авиакатастрофы государственные деятели по-разному: 30-й президент США Кальвин Кулидж (1923-1929 гг.) принципиально отказывался вступать на борт самолета; его примеру следовал лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, путешествуя исключительно бронированным наземным транспортом (в своё время он терпеливо путешествовал личным бронепоездом с Дальнего Востока и аж до Москвы – две недели длился этот необычный вояж). После Второй Мировой войны в США завели железное правило: президент и вице-президент не могут летать одним самолетом. Со временем запрет передвижения в одном воздушном судне президентов и глав правительств была закреплен во многих других государствах. В Советском Союзе отказались от делегирования за границу многочисленных групп высокопоставленных деятелей после авиакатастрофы 19 октября 1964 г. – самолет «Ил-18» с делегацией военных, возглавляемой Маршалом Советского Союза Сергеем Бирюзовым, столкнулся с горой Авала поблизости югославской столицы.
Что касается Украины, то до конца каденции отношения между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко были такими, что даже представить их обоих в салоне одного самолета было почти невозможно. Все помнят историю, когда Виктор Ющенко «одолжил» самолет главы правительства, а «Вона» была вынуждена заказывать словенский чартер… Заочный эпитет «мазурик», использованный в адрес Ющенко Владимиром Путиным, стал яркой характеристикой взаимоотношений на украинском Олимпе власти.
Авиационные катастрофы стали, к сожалению, неотъемлемыми спутниками современного человечества на всех его ранговых уровнях – от «простых обывателей» до «первых лиц государств». Поэтому каждый вправе сам выбирать между доступностью и комфортом, скоростью и безопасностью.
Странно, но:
– за прошлые 78 лет наблюдается странное распределение: избранные президенты погибают в авиакатастрофах, а короли, хотя и намного реже, в автокатастрофах – такая судьба ждала 4 апреля 1939 г. иракского короля Гази І ибн Фейсала и 15 января 1996 г. – короля Лесото Мошвешве І;
– в подавляющем большинстве случаев авиакатастрофы, в которых гибли лидеры государств, случались на чужбине, причем самолеты были иностранного производства;
– самая масштабная – по количеству жертв (583 человека) – техногенная катастрофа с участием самолетов случилась… на земле (27 марта 1977 г. в аэропорте Лос-Родеос на Канарах столкнулись два аэробуса «Боинг-747»).
Иллюстрации:
- Катастрофа в Исс-Ле-Мулин, 1911 г.
- Кадр аэрофотосъёмки, на котором видны обломки самолёта Сикорского, 1943 г.
- Памятник генералу Сикорскому в Гибралтаре.
- Ту-124 после успешного приводнения, 1963 г.
- Ту-134 мозамбикского президента – незадолго до катастрофы.
- Ту-154 польского президента – незадолго до катастрофы.
- …И после.
Максим Царенко
При написании статьи использованы материалы сайта www.aviation-safety.net