HYPERLOOP или гиперглупость?

Новини Вінниці

Политическая субкультура постсоветского пространства предполагает возможность властного истеблишмента критиковать только предшественников или оппонентов, а действия собственнных начальников и  подчинённых априори полагается одобрять. Тем не менее, вчера Премьер Владимир Гройсман публично признал, что громко анонсированный министром инфраструктуры Владимиром Омеляном проект Hyperloop является его личной инициативой, которая не рассматривалась Кабинетом министров. Одно это свидетельствует об очевидной сомнительности прожекта создания нового вида транспорта.

Вкратце стоит напомнить, что из себя представляет предлагаемый проект. Hyperloop был задуман американцем Илоном Маском как расположенный на опорах надземный трубопровод, внутри которого, в разрежённом пространстве, со скоростью 480-1220 км/ч (в зависимости от ландшафта) с интервалом в 30 секунд в одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы длиной 25—30 м. Несмотря на то, что проект за пять лет так и не вышел из стадии тестов-экспериментов даже в США, неделю назад глава Мининфраструктуры бодро объявил о том, что в городе Днепр будет построена тестовая площадка для этой сверхскоростной транспортной системы, а шустрые отечественные футурологи, как оказалось, ещё прошлым летом подсчитали, что строительство магистрали Киев-Одесса обойдётся в $3,6 млрд, а билет будет стоить ₴518.

Сочетание задекларированных параметров с украинскими реалиями порождает закономерный вопрос: «Какими своими действиями я дал вам повод думать, что я – идиот?» Как и у министра инфраструктуры, у меня нет диплома инженера. Тем не менее, я получил общее среднее образование в школе, где учили думать, руководствуясь базовыми стандартами здравого смысла. Поэтому стоит поставить ещё несколько вопросов, ответы на которые будут очевидными.

Разумеется, я не сомневаюсь в том, что можно освоить миллиардные бюджеты на строительстве тестовой площадки, конструировании и испытании опытных образцов. Но разве без этих расходов невозможно понять, что в наших реалиях Hyperloop как массовый вид транспорта не имеет никаких перспектив? Конечно, можно построить 2-3 километра трубопровода и гонять по нему экспериментальную капсулу, вешая лапшу на уши потенциальным инвесторам. Но при реальной попытке организовать регулярное грузовое или пассажирское сообщение на дистанции хотя бы в 100 км мы столкнёмся с непреодолимыми трудностями.

Как скоро в наших политических реалиях будет создана необходимая нормативно-правовая база для принципиально нового вида транспорта? Как при практической эксплуатации организовать быструю посадку и высадку пассажиров на конечных пунктах маршрута – мы же помним, что давление в трубе – сверхнизкое? Сколько денег, времени и энергии надо будет потратить на шлюзование? Как обеспечить бесперебойное электроснабжение магистрали с нашей изношенной энергетической инфраструктурой? Насколько прочной и безопасной будет конструкция посадочных пунктов, трубопровода и опор с точки зрения сейсмических воздействий, климатических изменений, техногенных факторов? Кто даст гарантию, что какому-нибудь террористу не придёт в голову шваркнуть из примитивного гранатомёта по «инновационному» пассажирскому транспорту – иными словами, по обычной железной трубе? Какое время понадобится для достижения прибыльности проекта? Обязательно ли быть гением, чтобы сформулировать эти вопросы?

Дальше продолжать или хватит?

Руководство Мининфраструктуры (так и хочется назвать это ведомство «МинАвантюры») уже не первый раз проявляет острые симптомы нью-васюкизма – вспомните хотя бы затерявшийся в Китае поезд или прожект железнодорожного маршрута из Украины в Иран. Это могло быть смешно, но это ещё и печально. К чему рассказывать сказки о получасовом «продувании» из Киева в Одессу, если дорога до райцентра из вполне реальных сёл Уяринцы или Бухны отнимает больше времени?

Как показывает практика, Владимир Гройсман обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения – к примеру, перебросить оскандалившегося директора с приличной школы на заведение для учеников с социально-девиантным поведением или вывести «Укрзалізницю» из подчинения Министерства инфраструктуры. Похоже, пришло время предпринять некие неординарные меры, чтобы анонсы сомнительных прожектов транспортного ведомства не ложились тенью на тех, кто к ним не причастен.

Царенко Максим

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *