«Выколачивание» по-украински: бессмысленное и беспощадное

Новини України

Акция протеста полицейских, прошедшая 20 февраля под стенами Шевченковского суда столицы, не могла остаться незамеченной – в самом деле, действующие правоохранители в современной Украине ещё не выходили протестовать в форме и строем (пускай и без оружия или обязательных к ношению личных жетонов). Однако, если сам факт подобного протеста – новинка, то его формат имеет свою собственную историю.

Ритуал, в ходе которого подразделение силовиков молча разворачивается спиной к объекту презрения, был изобретён в 1960-х годах в США и практиковался при изгнании из элитного подразделения «зелёных беретов» провинившихся бойцов, получив название «выколачивания». Эффектность церемониала обусловила его широкое заимствование – причём не только в географическом, но и в «отраслевом» контексте. В 1990-х годах ритуал был полностью заимствован подразделениями специального назначения МВД России – теми самыми «краповыми беретами». В Украине в феврале 2012 г. ветераны войны в Афганистане, выстроившись в две шеренги, по команде развернулись спиной, когда мимо них проходили представители власти во главе с тогдашним президентом Виктором Януковичем. А вот с 2014 года перформанс «коридор позора» практиковался политически активными гражданами весьма часто – причём по обе стороны линии фронта. Теперь вот и полицейские подключились…

Собственно говоря, обстоятельства, приведшие к конфликту между полицейским начальством и представителями судебной власти, красноречиво характеризуют уровень хаоса, в котором пребывает наша страна. «Опистолеченный» ветеран добровольческого батальона отправляется на акцию протеста под суд, участвует в общей сумятице, гремят выстрелы. Суд, удовлетворившись какими-то мутными наградными документами и поручительством народных депутатов (один из которых и сам ранее попался на подаче липовых бумаг о воинском звании), отпускает стрелка с миром. Министр внутренних дел оперативно отменяет приказ о награждении провинившегося и стращает суды снятием охраны – как будто Национальная гвардия является частной охранной фирмой, с которой не расплатились вовремя. Высший совет правосудия стенает о давлении на судебную власть. Премьер заявляет о том, что никто никакой охраны с судов не снимает, а инициатива шефа МВД останется без внимания.

Возможно, я чрезмерно субъективен, но, на мой взгляд, система органов внутренних дел давно превратилась в подобие проходного двора: чехардирующие команды реформаторов с экзотическими паспортами или пикантными фото, командиры добровольческих подразделений с изрядным количеством судимостей, бутафорская патрульная полиция – всё это «достижения» лишь последних нескольких лет, но проблемы нарастали десятилетиями.

Судебная же власть обособилась в стремлении к собственной независимости настолько, что в массе своей стала независимой не только от норм закона, но и от здравого смысла.

Открытый конфликт между теми, кто призван стоять на страже правопорядка, был неизбежен. Самое печальное, что, судя по всему, даже сейчас ни одна из сторон не пойдёт ни на какие уступки и не сделает для себя правильных выводов. А какими они могут быть, спросите вы?

Как минимум, представители отечественной Фемиды должны понять и принять то, что удостоверение участника боевых действий не может служить авансовой индульгенцией – как и поручительства парламентариев, гарантии которых не стоят ничего. А силовые ведомства должны как-то определиться: или мы стенаем о том, что 80-90% участников войны страдают ПТСР, имитируем внимание к проблеме военных суицидов дурацкими флеш-мобами типа «22 отжимания», или тысячами раздаём этим же ветеранам наградные стволы – которые им по определению не нужны вдали от линии фронта.

В противном случае возможно «выколачивание» не только в виде квази-спецназовского ритуала, но и реальный «вынос» мозгов из голов неугодных.

Фото: Andrii Medved'ko/Facebook

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *